Старт с горы

Проходящим и прошедшим обучение на лебедке….

P1050427

Итак, как показывает практика выездов, начинающие пилоты и, особенно, пилоты, обучавшиеся на лебедке, испытывают трудности с выполнением старта со склона.

Давайте разберемся, почему это происходит, к чему приводит и что с этим делать.

 

Находясь на старте, особенно незнакомом, начинающий пилот нередко испытывает стресс. Небольшой опыт, необычные высоты, неспокойный воздух – все это причины стресса. И сам по себе некоторый стресс не опасен, и даже полезен – позволяет собраться, улучшает реакцию. Но вот сопровождающая его неуверенность – безусловно ненужное и опасное состояние. К чему это приводит? К скованности, к мнительности, и одновременно к желанию уже закончить эту ситуацию. Проще говоря пилот не стартует, а «пробует» стартовать, это первое, и в добавок, хоть как-то подняв крыло пилот уже стремиться во что бы то ни стало улетать, пока крыло совсем не завалилось… Кстати, то же самое возникает и когда навыки старта недостаточно хорошо отработаны – тогда пилот просто не способен исправить положение крыла и «ломится», надеясь на стабильность крыла, авось или еще что-то. 

IMG_0106

Что с этим делать? Научится контролировать процесс старта. Как?

Самое главное – запомнить, что потеря контроля на старте – очень опасная ситуация. Продолжать старт, не контролируя крыло – русская рулетка! Если вы не можете контролировать крыло или потеряли контроль (не знаете, где крыло находится и что надо сделать, чтобы исправить положение) – немедленно прекращайте взлет! Вы не воюете за Родину. Прекращенный старт – это не ошибка, не позор, а разумное решение. Часто от начинающих можно слушать высказывания – я мол за выезд ни разу не запорол старт – это просто выдает неопытного пилота.

Второе по важности – это стабильное положение крыла над пилотом в момент отрыва. Это значит, что к моменту отрыва крыло должно стабильно находиться над головой пилота, быть наполнено, создавать стабильную подъемную силу и, самое главное, не должно иметь тенденции к изменению положения – то есть к обгону пилота, кренам или сваливанию назад. Все эти тенденции должны быть скомпенсированы на этапах подъема и разгона. Не пытайтесь взлететь «пока крыло не завалилось»! Особенно это опасно на коротких, обрывистых стартах. Никогда не пытайтесь прыгать с такого старта, если не контролируете крыло на 100%, и не чувствуете стабильной «тяги» от крыла!  

Третье – это загрузка крыла. Самая больная тема «лебедочников»… Поясню о чем речь. Когда вы занимаетесь наземкой, то для удержания крыла в воздухе достаточно даже небольшого натяжения строп. Вам не нужно создавать усилий, способных оторвать вас от земли. Тем более, инструктор тоже в основном смотрит, как вы управляете крылом. И этих навыков с запасом хватает для старта на буксировке (лебедке). Вам достаточно поднять крыло, а дальше тяга троса придаст вам нужную скорость – достаточно просто не упасть, ну или не сесть в подвеску. То же касается и стартов с пологих учебных горок,  в спокойном воздухе. Можно долго бежать с небольшой загрузкой крыла, пока пилот таки не наберет необходимую скорость или не оторвется за счет увеличивающего уклона.  На реальных стартах, в термичную погоду, такое не проходит. Незагруженное крыло очень подвержено действию даже небольшой турбулентности, ну а подбегание с ненагруженным крылом к концу старта чревато как минимум кувырками по камням… Запомните, сразу после подъема и стабилизации крыла вы должны как можно сильнее его загрузить и сохранять (или наращивать) загрузку до вашего отрыва. Разгрузка крыла на этом этапе – опасность. Если вы не смогли восстановить загрузку немедленно – прекращайте старт. 

Это все теория. Но что же делать на практике?

           1. Наземка. Причем при работе с крылом тренируйте его загрузку и разгон до отрыва. Имитируйте старт. Сильнее наклоняйтесь вперед, давите на грудную перемычку.

2.       Учебные горки – старайтесь взлетать как можно быстрее и контролируемо. Разбегайтесь широким шагами, наклонившись вперед. Следите за ощущениями от крыла.

3.       Никогда не начинайте старт с ощущением «я попробую…»! Соберитесь и делайте, если что то пойдет не так – прекращайте старт так же уверенно!